АЙКИДО ЁСИКАН
Интервью канчо Иноуэ Кеити
Айкидо - древнее искусство, имеющее историю продолжительностью более 800 лет. Однако техника и философия айкидо, дошедшие до наших дней из глубокой древности, сохраняют свою ценность и в наши дни, даже если рассматривать их с позиций современных представлений, что свидетельствует о том, что айкидо учит неоспоримым силе и ценностям. Бесспорно, огромны заслуги таких наставников айкидо, как Такэда Сокаку, который возродил это искусство, Уэсиба Морихэй и Сиода Годзо, каждый из которых передал последующим поколениям свои достижения, связанные с интерпретацией и исследованием техники, в виде личных стилей айкидо. Однако нельзя охарактеризовать иначе, как замечательный то факт, что изначальное учение айкидо, передаваясь незримо, прошло через века и в наши дни по-прежнему сохраняет свою значимость.
Айкидо - это, прежде всего, вид традиционного японского будо, система приемов, которые были разработаны, а затем систематизированы для того, чтобы обеспечить воину выживание в смертельной схватке, Что касается истоков этой системы, то считается, что она была изобретена Синра-но Сабуро Ёсими-цу, третьим сыном Минамото-но Ёриёси (988-1075). Наблюдая за тем, как крупный мотылек, угодив в паучью сеть, не может пошевелиться и оказывается добычей паука, он нашел идею и на ее основе разработал искусство, позволяющее даже малорослому человеку, не обладающему большой силой, устанавливать контроль и бросать более крупных противников. Из-за того, что его приемы отличались замечательной утонченностью и высокой эффективностью, они из поколения в поколение передавались в доме Такэда в качестве секретного боевого искусства. Даже в начале эпохи Сева (1926-1988) пройти обучение этому искусству можно было только с особого разрешения.
В послевоенный период наставник Уэсиба Морихэй открыл несколько школ, и возможность изучить это боевое искусство появилась у обычных людей. Затем наставник Сиода Годзо провел масштабную демонстрацию айкидо на фестивале боевых искусств в зале « Life Extension », которая создала хорошую возможность для распространения знаний об айкидо в обществе. Автор этой статьи также именно в то время впервые увидел айкидо в телевизионной передаче.
Итак, в чем же заключается сущность айкидо? Айкидо - это боевое искусство, в котором за счет согласования своей жизненной энергии ки и физической силы с ки и силой противника малая физическая сила позволяет достигать большого эффекта.
Речь, однако, не идет о том, что, благодаря согласованию своей ки и физической силы с ки и силой противника, мастер приобретает какую-то необычайную физическую силу. В действительности физическая сила любого человека ограничена. По этой причине чрезвычайно важно научиться проявлять не простую физическую силу, а, можно сказать, мистическую силу, которая сокрыта в человеке.
Конечно, в результате тренировок занимающийся приобретет определенную физическую силу, но он должен совершенствоваться, стремясь к обретению той силы, что значительно превосходит обычную физическую силу.
Однако прежде, чем человек придет к этой высшей силе, он должен научиться использовать взращенную в процессе тренировок силу - «силу дыхания» кокю-рёку и «силу центрированности» сютю-рёку. Кроме того, если при использовании кокюрёку и сютюрёку боец ошибется в оценке времени, его техника будет неэффективной.
Суть состоит в том, чтобы проводить приемы, проявляя «силу дыхания» в своевременных действиях и используя «силу центрированности».
Итак, что же такое «сила дыхания» кокюрёку? Кокюрёку - это не обычная мускульная сила. Мускульная сила, вне зависимости от уровня ее развития, имеет свойство ослабевать с возрастом. В отличие от нее, «сила дыхания», при условии правильного и достаточно длительного тренинга, может быть проявлена в любом возрасте. Вы спросите: «Каким же образом можно приобрести эту «силу дыхания»»? Для этого необходимо растянуть мышцы спины, расслабить плечи и занять прочную позицию, крепко упершись ногами в землю. Перемещения в этой позиции, без ее нарушения, рождают «силу дыхания» - силу, обладающую большой мощью, и не являющуюся только мускульной силой. Для этого чрезвычайно важно не использовать излишней силы, не совершать ненужных движений. «Сила дыхания» - это сила, которая рождается из наиболее эффективного использования тех способностей, которые скрываются в каждом человеке.
Широко известно выражение «лошадиная сила на пожарище». Наблюдая за тем, как обычные люди умудряются во время пожара выносить из горящего дома тяжелейшие вещи, мы понимаем, что в их действиях проявляется какая-то иная сила, а не обычная сила мускулов. Когда к развитой в процессе тренировок физической силе прибавляется превосходящая ее «сила дыхания», эффективность техники многократно возрастает.
Для этого необходима также «сила центрированности» сютюрёку. Она рождается из такой позиции, когда срединная линия человека (тюсинсэн) , проходящая через центр тяжести, всегда остается строго вертикальной и не колеблется ни при каких пе-ремещениях. Для того, чтобы устранить колебания срединной линии, служит хамми-но гамаэ - позиция вполоборота. В этой позиции макушка головы и ноги находятся на одной прямой линии, расположенной строго вертикально. Эта же прямая проходит и через центр тяжести. Контролируя эту прямую, человек не позволяет своей позиции нарушаться, у него рождается «сила центрированности», которая, в конечном счете, превращается в «силу дыхания». Таким образом, «сила дыхания», помещенная на срединную линию, проявляется как «сила центрированности».
Во всех позициях, во всех движениях чрезвычайно большое значение играет равновесие. Приемы должны проводиться из уравновешенной позиции, без нарушения срединной линии, с сохранением равновесия рук, ног и поясницы, скоординировано со скоростью движений противника, с его слабыми и сильными сторонами.
Нельзя также забывать и о дзансин - «остаточном сознании» или, в написании другими иероглифами, «остаточном теле». Иными словами, в конце последовательности движений приема необходимо сохранять правильную, позицию, которая может явиться исходной позицией для следующего приема. Вот таков смысл понятий «остаточное сознание» и «остаточное тело».
Таковы основы основы айкидо.
Айкидо не имеет соревновательной формы, и в нем единственным способом достижения такого состояния, когда боец может эффективно реагировать на любые ситуации, с которыми он сталкивается, является многократное повторение приемов.
Иными словами, последователь айкидо не ищет относительной силы, а проявляет усердие в практике совершенствования, направленной на культивирование абсолютной силы. Он постоянно стремится обрести силу духа, достичь состояния «непоколебимого сознания» фудосин. Утверждая себя как личность, обладающую большой силой духа, которую не могут поколебать никакие обстоятельства, айкидока проявляет отзывчивость по отношению к другим людям и достигает состояния абсолютной силы, которое описывают такие классические лозунги айкидо, как «имея дело с другим человеком, будь с ним в гармонии» и «айки - значит любовь».
В своих воспоминаниях я обращаюсь к тому времени 46 лет назад, когда в ноябре 1955 г. я вступил в организацию Ёсинкан и начал изучать айкидо. В ту пору я мечтал стать дипломатом и учился в школе с углубленным изучением английского языка, где повстречал одного из учеников айкидо и, благодаря ему, познакомился со школой Ёсинкан. В то время айкидо еще не было широко известно, о нем знали лишь, что это очень могущественное боевое искусство. Узнав от приятеля, что он занимается айкидо, я тут же отправился посмотреть на тренировку и уже на следующий день сам вступил в школу Ёсинкан. Одновременно со мной в школу Ёсинкан пришел Кусида Кэнси-кун, который в настоящее время преподает айкидо в Детройте в США. Вместе с ним мы учились в средней школе, повышенной средней школы, институте и очень крепко сдружились.
Отправившись впервые посмотреть на тренировку в школе Ёсинкан, я обнаружил, что занятия проводит наставник очень маленького роста. Это был канте Сиода. Занятия, похоже, всем очень нравились, и именно поэтому я решил начать заниматься айкидо, так что мой побудительный мотив был самый простой. Однако потом я стал настоящим «пленником» айкидо, забросил школу и прямо с утра мчался в додзё.
В то время я тренировался в паре только с Кусида. Так прошло более полугода, но потом однажды канте сказал мне, чтобы я не тренировался все время с одним и тем же человеком, а занимался с разными людьми, и с тех пор я уже упражнялся в паре с разными учениками. И вот, пришел день, когда нас позвали к канте в его кабинет, находившийся на втором этаже. Канте сказал нам: «Мы открываем курс для подготовки инструкторов. Не хотите ли поступить на него?» Мы оба дали свое согласие и были включены в число слушателей инструкторского курса. Всего на курс было зачислено 10 человек. Его работа началась 26 апреля 1956 г., а 28 июня того же года мы получили лицензии на право ношения степени 1 дан айкидо и стали тренироваться еще упорнее.
Тренировки на инструкторском курсе были очень тяжелыми, но, с другой стороны, они доставляли нам радость. Занятия проходили ежедневно с 9.30 утра до 11 часов. На них мы досконально прорабатывали базовую технику. В частности, по четвергам у нас были сидячие занятия, в первой половине которых мы, в течение целого часа сидя в позиции сэйдза, отчитывались о проделанной за неделю работе, а канте проводил критический разбор наших результатов. Вторая половина занятия была заполнена практическими упражнениями. Все десять человек упорно тренировались как единая группа.
24 июня 1958 г. нам были вручены дипломы о присвоении степени 3-й дан, и мы были назначены инструкторами айкидо. Я был с головой погружен в тренировки и из-за этого окончил институт с полугодовым опозданием. Но поскольку я уже работал в додзё, то совсем не волновался по поводу устройства на работу и сразу по окончании вуза был официально принят на службу в додзё Ёсинкан и смог целиком посвятить себя занятиям айкидо.
С апреля 1960 г. я сопровождал канте, который проводил тренировки с различными маневренными подразделениями полицейского управления, потом был назначен инструктором полиции и начал проводить тренировки самостоятельно.
В этот период постоянно росло число групп айкидо Ёсинкан в частных компаниях, школах и других местах.
В 1962 г. додзё Ёсинкан посетил президент США Роберт Кеннеди с супругой, для которого мы организовали показательные выступления. Большую известность получила история о том, как канте в тот раз одолел телохранителя президента Кеннеди. У канте было всего 157 сантиметров роста, в то время, как телохранитель был настоящим здоровяком ростом под 2 метра, и победа канте Сиоды произвела огромное впечатление на Кеннеди, который оставил об этом запись в книге почетных гостей школы. Вот такой был мастер основатель Ёсинкан.
Сэнсэй Сиода Годзо родился в Токио 8 сентября 1915 г. Со времени учебы в средней школе он изучал дзюдо и кэндо, а с 5 класса (в то время ему было 18 лет) стал учеником сэнсэя Уэсиба Мо-рихэй. На протяжении 8 лет он усердно овладевал айкидо, являясь ути-дэси - учеником, живущим при наставнике, - сэнсэя Уэси-бы. Позднее, по окончании университета Такусёку, он работал в Китае, а затем на Тайване. Во время второй мировой войны сэн-сэй Сиода служил на южном фронте и после окончания войны вернулся на родину. В течение некоторого времени он жил вместе с сэнсэем Уэсиба в местечке Ивама и снова тренировался вместе с ним в айкидо. После этого он вернулся в Токио, где 10 июня 1955 г. открыл додзё айкидо Ёсинкан в квартале Цукудэ Хатиман в районе Иидабаси. Хотя с тех пор местонахождение этого додзё изменилось, сама школа благополучно сохранилась до настоящего времени. Сейчас додзё Ёсинкан располагается на третьем этаже основного корпуса здания Такаяма-биру в токийской районе Синд-зюку по адресу Камиотиай 2-28-8.
Именно благодаря тому, что канте Сиода имел очень маленький рост, он обладал выдающейся взрывной силой, «силой центрированности» и «силой дыхания», замечательным чувством времени, и поэтому его техника была чрезвычайно эффективной. Благодаря тому, что выступления Сиоды неоднократно снимались на видео, даже после его кончины его слава продолжала расти.
В 1967 г. в Полицейской школе при Главном полицейском управлении в качестве официального предмета на курсе для женщин-полицейских было введено айкидо Ёсинкан, и я начал проводить занятия в качестве официального инструктора. Позднее, с 1 декабря 1970 г., я стал официальным преподавателем будо в качестве сихана айкидо в отделе образования Главного полицейского управления и одновременно в Полицейской школе при Главном полицейском управлении и занимал эти посты на протяжении 25 лет.
31 марта 1996 г. я ушел в отставку, вернулся в додзё Ёсинкан и в настоящее время являюсь его главой (Канчё).
В этот период мне неоднократно предоставлялись возможности для преподавания айкидо за границей. И мне было очень приятно посетить в прошлом году Россию и, в частности, совершенно не знакомую мне Москву, о развитии которой я не имел ясного представления. Во время моего визита в сопровождении сихана Сонода и помощника инструктора (дзюнсидоин) Макано меня глубоко тронул энтузиазм российских учеников айкидо Ёсинкан, и я очень удивился хорошему знанию техники. Это является лучшим свидетельством того, что инструктор подходит к делу со всей серьезностью. Вероятно, это также объясняется правильным использованием видеозаписей. Хотя некоторые моменты в технике российских айкидзинов пока еще требуют коррекции, но их уровня уже сейчас гораздо выше того, какой мы ожидали увидеть, и мы надеемся, что в будущем они смогут достичь очень высокого уровня.
Очень полезным для меня было участие в фестивале боевых искусств, на котором были представлены и другие направления будо. Я думаю, что этот фестиваль явился хорошим опытом для тех, кто демонстрировал на нем айкидо, и что он окажет большое влияние на развитие будо в России в будущем.
Мне хотелось бы высказать свою признательность всем тем, кто помогал нам во время визита в Россию и сделал нашу поездку очень приятной. В первую очередь, это, конечно же, председатель отдела Вадокай Всеяпонской федерации каратэдо господин Сугиура Кэнго и его коллеги, генеральный секретарь Национальной федерации каратэ Александр Иншаков, гостеприимный хозяин магазина «Будо-спорт», экс-чемпион мира по дзюдо Сергей Косоротое и другие.
В завершение мне хотелось бы выразить надежду на то, что айкидо Ёсинкан будет получать все большее распространение в России, и что посредством занятий японским будо мы сможем внести свой вклад в мир во всем мире.
|