ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО АЙКИДО
1942 год часто упоминается как дата, с которой начинается современное айкидо. Именно в то время ДАЙ НИХОН БУТОКУКАЙ, стремившийся к стандартизации в методологии преподавания и номенклатуре современных боевых искусств Японии. Таким образом, айкидо встало в один ряд с дзюдо, кэндо, кюдо и другими современными боевыми искусствами. Применительно к становлению искусства Морихэй Уэсиба, 1942г., по совпадению, был отмечен общей переменой в его жизни, поскольку в том году, в середине Второй Мировой войны, основатель удалился в ИВАМА. Именно там, ценой величайших усилий, он оттачивает свое техническое мастерство и достигает высшего духовного уровня. Основатель сам признавал, что именно за проведенные в Ивама годы он довел свое айкидо до совершенства.
ДЗАЙДАН ХОДЗИН АЙКИКАЙ, учрежденный АЙКИКАЙ ХОМБУ ДОДЗЁ фонд, был зарегистрирован в префектуре Ибараги 9 февраля 1948г. и явился историческим преемником организации Кобукай. Хомбу Додзё переместилось в Ивама из-за отсутствия условий для занятий в послевоенном Токио. Кроме того, искусство Уэсиба не было широко известно и поэтому посещаемость занятий была низкой. Морихэй Уэсиба проводил большую часть времени в Ивама, поглощенный земледелием и интенсивными тренировками, а нынешний ДОШУ, Киссёмару УЭСИБА служил в фондовой компании Осака Сёкэн. Таким образом, Айкикай, где преподавание велось эпизодически, практически бездействовал.
Одному восторженному ученику Уэсиба довоенного периода, Годзо СИОДА, посчастливилось в 1950г. устроиться на работу охранником в компанию, где возникали беспорядки среди рабочих. В 1952г. он начал регулярно преподавать айкидо на некоторых предприятиях компании. В этот же период Сиода провел в полицейских участках несколько выступлений с показом айкидо. Результатом его деятельности впоследствии стало создание ЁСИНКАН АЙКИДО.
Примерно в это же время в Университете Васэда были посеяны семена ТОМИКИ АЙКИДО. В апреле 1951г. руководство университетским клубом дзюдо принял Кэндзи ТОМИКИ, который, наряду со стандартным обучением, экспериментировал с серией приемов, исполняемых на дистанции и называемых РИКАКУ ТАЙСЭЙ. По существу это была техника айкидо, которую Томики считал необходимой составной частью, дополняющей общую программу дзюдо. С апреля 1952г. Томики начал вести официальные курсы "упражнения дзюдо", сначала для женщин, а затем для смешанных групп. Программа этих курсов включала также ката айкидо и в этот период проводилось много предварительных исследований, впоследствии реализованных в системе Томики.
Следует также упомянуть, что племянник Морихэй Уэсиба, Нориаки ИНОУЭ, известный тогда под именем Хокэн, был активен в Токио, обучая персонал авиабазы Татикава вплоть до начала Корейской войны. Позже он преподавал в Ёёги Синмати. Впоследствии, примерно в 1956г., его искусство стало называться СИНВА ТАЙДО и, наконец, СИНЪЭЙ ТАЙДО. Иноуэ рано стал независимым от своего дяди и, судя по всему, его контакты с Айкикай Хомбу Додзё были минимальными.
К этому времени основатель начал понемногу выезжать из Ивама. Важным событием для борющегося за свое признание нового искусства стало большое показательное выступление, которое состоялось в 1954г. в Токийской Гимназии в Сэндагая. Около 15.000 человек присутствовало на этом показе, который можно назвать первым после войны крупномасштабным представлением публике айкидо. Среди участников были Годзо Сиода и Коити ТОХЭЙ и вызванный этим событием резонанс немало способствовал тому, чтобы название айкидо стало извеcтным. Затем, в 1956г. Айкикай провел серию показательных выступлений с участием основателя Уэсиба, которые продолжались в течение пяти дней в универсальном магазине Такасимая в Нихомбаси. Примерно в это же время Киссёмару оставляет службу в фондовой компании чтобы целиком посвятить себя преподаванию айкидо.
Наряду с этим, Айкикай получает поддержку в лице прибывшего летом этого же года французского дзюдоиста Андре НОКЕ, который стал Учидэси в Айкикай Хомбу Додзё и жил в семье Уэсиба. Ноке имел хорошие связи в дипломатических кругах и не только с энтузиазмом занимался айкидо, но и приглашал на тренировки в Айкикай в качестве зрителей высокопоставленных лиц. Несколько наиболее талантливых последователей, вступивших в Айкикай после войны, начали преподавание в других местах и повсюду стали возникать филиалы. Среди этих инструкторов были такие хорошо известные мастера, как Кисабуро ОСАВА, Коити ТОХЭЙ, Хироси ТАДА, Сёдзи НИСИО, Сэйго ЯМАГУТИ и Нобуёси ТАМУРА (названы лишь некоторые). Сигэнобу ОКУМУРА, хотя и был занят на службе полный рабочий день, также играл активную роль. Фукико СУНАДОМАРИ возглавляла женский преподавательский состав, а также занималась внутренними проблемами додзё и делами семьи Уэсиба.
Среди помощников Сиода в распространении Ёсинкан Айкидо были такие личности, как Киёюки ТЭРАДА, Сигэхо ТАНАКА, Тадатака МАЦУО и, позднее, Такаси КУСИДА и Кёити ИНОУЭ. Ёсинкан был очень активен, проводя показательные выступления, и его деятельность не оставалась незамеченной средствами массовой информации.
Несмотря на различия в программах обучения и организационных структурах стилей Айкикай, Ёсинкан и Томики Айкидо, сформировавшиеся в период КОБУКАН ДОДЗЁ личные узы сохранялись. Например, Айкикай и Ёсинкан нередко участвовали в одних и тех же показательных выступлениях, а Кэндзи Томики преподавал время от времени в Айкикай в середине 50-х годов.
Айкикай продолжал развивать довоенные достижения Морихэй Уэсиба под сенью его авторитета, а в середине 50-х годов приступил к созданию сети филиалов и университетских клубов, которые впоследствии были объединены в федерации. Кроме того, Айкикай постепенно сформировал солидный преподавательский состав на основе программы обучения Учидэси. В результате образовалась тесно сплоченная команда молодых инструкторов-профессионалов, дополнявших старших преподавателей. Именно организационные успехи и активная подготовка инструкторов обеспечили Айкикай численное превосходство над другими направлениями. Эти достижения во многом были заслугой Киссёмару Уэсиба и его ближайших соратников.
Необходимо также упомянуть о вкладе Коити Тохэй в становление организации Айкикай. Выдающийся мастер боевых искусств и коммуникабельная личность, Тохэй проводил значительное время за границей, преимущественно на Гавайях, где быстро выросло число активных последователей айкидо. Кроме того, Тохэй преуспел в сборе финансовых средств для организации Айкикай, которая в первые годы своего существования очень нуждалась в деньгах. Он также входил в узкий круг людей, принимавших в Айкикай решения и был свояком Киссёмару - оба были женаты на сестрах. Впоследствии они оказались втянутыми в ожесточенный конфликт, который привел к их окончательному разрыву, но в то время они работали вместе и айкидо процветало.
В конце 50-х годов Морихэй Уэсиба делил свое время между Ивама и Токио. Он также стал чаще ездить по стране. Вместе с тем, в тот период Уэсиба не был обременен административными и организационными делами Хомбу Додзё и выступал прежде всего в роли наставника и символа высших целей искусства.
В университете Васэда в конце 50-х и начале 60-х годов Томики продолжал эксперименты по введению в айкидо соревнований. На этом этапе было разработано и проверялось ТОСЮ РАНДОРИ или рукопашное состязание в свободном стиле. Томики хотел получить от основателя одобрение своей деятельности и между Томики и Айкикай состоялся обмен мнениями, в котором посредником часто выступал Сигэнобу Окумура. Однако, основатель проявлял твердость в этом вопросе и непреклонно стоял на том, что в айкидо не должно быть состязаний. Раскол между Айкикай и Томики углубился и он продолжал действовать самостоятельно.
1960г. был ознаменован тем, что именно тогда впервые был проведен ежегодный Всеяпонский фестиваль айкидо. Показ состоялся в Токио. Это событие позволило осознать факт распространения айкидо и почувствовать единство внутри структуры Айкикай. На протяжении многих лет фестиваль проводился в Хибия Кокайдо, а начиная с 1977г. - в НИППОН БУДОКАН, в его теперешнем здании. Кроме того, начало 60-х характеризовалось неуклонным ростом организации Айкикай, создававшей региональные и национальные университетские федерации. Появление клубов во многих университетах обеспечило распространение айкидо в сфере бизнеса и свободных профессий Японии.
Ёсинкан, в свою очередь, поддерживал высокую репутацию школы, проводя многочисленные показательные выступления. В 1962г. на показе Ёсинкан Айкидо присутствовал Роберт Кеннеди, брат Джона Ф.Кеннеди. Кроме того, Ёсинкан умудрился спровоцировать недовольство среди служащих полицейских органов, чтобы предложить свои тренировочные программы. Инструктаж полиции начался около 1960г., а в 1967г. Кёити Иноуэ приступил к обучению женщин-полицейских в Токийском столичном управлении полиции. В 1970г. он стал штатным инструктором и в настоящее время на его попечении находится около 1.000 практиканток.
К середине 60-х годов айкидо оказывается в одном ряду с основными воинскими искусствами Японии. Ему отводится важное место на страницах газет и книг, в телевизионных передачах. Кроме того, в школы айкидо хлынул поток иностранных практикантов - факт, который не ускользнул от внимания японской публики. Хотя ранее за границу уже выезжали такие мастера, как Минору МОТИДЗУКИ, Тадаси АБЭ, Масамити НОРО, Аритоси МУРАСИГЭ, Муцуро НАКАДЗОНО и Коити ТОХЭЙ, Айкикай начал систематически направлять в Европу и США многих бывших Учидэси. В их числе были Тамура (Франция), Тада (Италия), Сэйити СУГАНО (Австралия), Ёсимицу ЯМАДА, Мицунари КАНАЙ и Сюдзи МАРУЯМА (США), Кадзуо ТИБА (Англия) и Кацуаки АСАЙ (Германия).
В конце 60-х годов основатель, достигший преклонного возраста, тяжело заболел. Его кончина 26 апреля 1969г. ознаменовала завершение целой эпохи. Киссёмару сменил своего отца и в качестве Второго Дошу продолжал руководить организацией Айкикай. В стенах Хомбу Додзё формировалось новое поколение преподавателей из числа Учидэси, вступивших в Айкикай в начале второй половины 60-х годов. Среди них отличались активностью Мицуги САОТОМЭ, Норихико ИТИХАСИ, Масандо САСАКИ, Сидзуо ИМАИДЗУМИ, Кэндзи СИМИДЗУ, Нобуюки ВАТАНАБЭ, Мамору СУГАНУМА, Сэйсиро ЭНДО и Корэтоси МАРУЯМА. Значительных успехов добились также некоторые из иностранных практикантов, многие из которых приезжали со всего света специально изучать айкидо. Киссёмару имел мощную поддержку Осава и инструкторов старой гвардии, пришедших в додзё в первые послевоенные годы.
Однако, с уходом со сцены основателя становились все более явными различия в методах преподавания Коити Тохэй, который акцентировал внимание на КИ, и Киссёмару, на чьей стороне выступали другие Сиханы. Преемники Айкикай выросли и должны были разойтись. Попытки Тохэй навязать свои методы Айкикай встречали мощное сопротивление и, в конце концов, в сентябре 1971г., под давлением неблагоприятных обстоятельств он создал независимую от Хомбу Додзё организацию КИ НО КЭНКЮКАЙ.
К марту 1974г. ситуация заметно ухудшилась; надвигался крупный раскол. Наконец, побуждаемый событиями, имевшими место во время совместного с Киссёмару турне по США в апреле 1974г., Тохэй заявил 30 апреля того же года о своей отставке. Одновременно он учредил СИНСИН ТОИЦУ АЙКИДО (Айкидо с координацией разума и тела). Последствия этого разрыва были опустошительными как в Японии, так и за рубежом, особенно в США. Школам было предложено выбрать на чьей они стороне и вчерашние друзья стали врагами. Помимо затруднений и переживаний испытанных обеими сторонами, мир айкидо оказался в состоянии глубокого психологического шока, оправиться от которого он смог только спустя годы.
Для Ёсинкан начало 70-х годов также было нелегким. Между Сиода и одним из его спонсоров, который также управлял додзё, произошел спор. Это привело к тому, что в отставку подали спонсор, правление в полном составе, а также все до одного инструкторы Ёсинкан Хомбу Додзё. Более того, школа переместилась из центра города в труднодоступное предместье Коганэй. Хотя структура организации в целом сохранилась, Ёсинкан был очень ослаблен изнутри в результате массовых отставок и ему потребовалось много лет на восстановление своего преподавательского состава.
К середине 70-х годов ситуация в Айкикай стабилизируется и сын Киссёмару, Моритэру, постепенно становится все более заметной фигурой. В качестве нового ВАКАСЭНСЭЯ его заботливо готовили унаследовать от своего отца титул следующего Дошу. Занимавший тогда пост ДОДЗЁ-ТЁ Кисабуро ОСАВА постоянно находился в центре внимания в качестве полноправного лидера и много времени проводил в зарубежных поездках. Побуждаемый событиями в Европе, прежде всего во Франции, Айкикай принял решение о создании официальной международной структуры, которая позволяла бы более эффективно наблюдать за развитием айкидо как в Японии, так и за ее пределами. В результате, в 1976г. была учреждена МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АЙКИДО для зарубежных стран и Всеяпонская федерация айкидо для сети национальных школ. Структура Айкикай в самой Японии к тому времени уже была достаточно высокоорганизованной и создание национальной федерации явилось в большей степени формальным актом, нежели шагом, направленным на достижение единообразия среди национальных коллективов айкидо. Система Айкикай, с густой сетью филиалов, покрывающей всю страну, обладала значительной инертностью. Располагая прочной основой в Японии и создав официальную международную структуру, Айкикай энергично приступил к защите своих интересов за рубежом.
В конце 60-х и начале 70-х годов в Айкикай на преподавательскую сцену вышли новые лица, представляющие поколение инструкторов 80-х годов, в том числе Масатоси ЯСУНО, Итиро СИБАТА, Сёдзи СЭКИ, Цурудзо МИЯМОТО, Ёсиаки ЁКОТА и Хаято ОСАВА. Они приняли на себя часть преподавательских обязанностей в Айкикай и часто выезжают за рубеж проводить семинары.
Любой рассказ о процессе развития Айкикай в самой Японии в 70-80-х годах был бы неполным без упоминания о деятельности Ясуо КОБАЯСИ. Бывший Учидэси, Кобаяси открыл свое первое додзё в Кодайра в 1969г. Вслед за этим он приступил к созданию сети школ, известных как Кобаяси Додзё, число которых к 1990г. достигло восьмидесяти. Причем, этот подвиг был совершен целиком в рамках структуры Айкикай. Залог успеха Кобаяси заключается в том, что он сумел сформировать коллектив преданных инструкторов и наладить отличную систему коммуникаций. Его группа имеет простую, гибкую, лишенную бюрократических признаков структуру.
В настоящее время айкидо является неотъемлемой частью общественной жизни Японии. Айкикай имеет за плечами более чем сорокалетнюю историю и около 1.000 дочерних додзё. Он пережил крупный раскол, вызванный уходом Тохэй, а также потерял немало других преподавателей, каждый из которых пошел собственным путем. Преемственность в переходе лидерства к следующему поколению в лице Моритэру Уэсиба, судя по всему, обеспечена.
УЧЕНИКИ МОРИХЭЯ УЭСИБЫ
Перечень содержит имена наиболее известных учеников основателя айкидо Морихэя Уэсибы, занимавшихся у него в различные периоды его преподавательской карьеры. Даты в скобках означают год начало занятий под руководством Уэсибы.
1-ое поколение (1921-1935):
Нориаки Иноуэ (1921), Исаму Такэсита (1925), Кэндзи Томики (1925), Хисао Камата (1929), Иккусай Ивата (1930), К. Фунахаси (1930), М. Мотидзуки (1930), М. Хасимото (1931), А. Мурасигэ (1931), Риндзиро Сирата (1931), Ц. Юкава (1931), С. Ёнэкава (1931), Годзо Сиода (1932), Дз. Акадзава (1933), Такума Хиса (1935, Осака).
2-ое поколение (1936-1945):
Бансэн Танака (1936), Коити Тохэй (1939), Тэнрю (1939), Минору Хирай (1939), Кисабуро Осава (1940), К. Сунадомари (1942), Тадаси Абэ (1942).
3-е поколение (1946-1955):
Морихиро Сайто (1946), Хироси Тада (1947), С. Арикава (1947), Сёдзи Нисио (1951), Сейго Ямагути (1951), Минору Хикицути (1951), Масамити Норо (1951), Сэйсэки Абэ (1952), Набуёси Тамура (1953), Ё. Куроива (1954), Ясуно Кобаяси (1955), Андрэ Нокэ (1955).
4-ое поколение (1956-1969):
Акира Тохэй (1956), Ёсимицу Ямада (1957), Кацуаки Асай (1958), Кадзуо Тиба (1958), Сэйити Сугано (1959), Мицунари Канай (1959), Мицуги Саотомэ (1959), С.Маруяма (1959), Тэрри Добсон (1960), Норихико Итихаси (1960), С. Масуда (1960), Масандо Суганума (1962), С. Имаидзуми (1962), К. Маруяма (1962), Сэйсиро Эндо (1962), Кэндзи Симидзу (1963).
ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ АЙКИДО.
ЁСИНКАН АЙКИДО, Хомбу Додзё, которому исполнилось 35 лет, недавно учредило МЕЖДУНАРОДНУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ЁСИНКАЙ АЙКИДО и объявило преемником Сиода его сына, Ясухиса. Несмотря на свою относительную малочисленность, Ёсинкан Айкидо хорошо известно как в Японии, так и за ее пределами и новая организация, при хорошем руководстве, могла бы обеспечить ему устойчивое развитие. Томики Айкидо, традиционно базирующееся в университете Васэда и в додзё СЁДОКАН в Осака, продолжает следовать особым путем, устраивая состязания. Оно функционирует под патронажем ЯПОНСКОЙ АССОЦИАЦИИ АЙКИДО и, похоже, имеет перспективы для устойчивого развития благодаря прочной теоретической базе, оставленной Кэндзи Томики.
СИНСИН ТОИЦУ АЙКИДО переживает переходный период, поскольку Коити Тохэй передает руководство школой своему преемнику Корэтоси Маруяма. Эта группа ощутимо пострадала, поскольку ее ряды покинули многие высококвалифицированные преподаватели как в Японии, так и за рубежом. Хотя личная репутация Тохэй остается неизменной, его организация Ки Но Кэнкюкай в самой Японии немногочис-ленна и основную поддержку получает от своих зарубежных филиалов.
ЁСЭЙКАН АЙКИДО, похоже суждено исчезнуть с горизонта японских боевых искусств, поскольку его основатель Минору Мотидзуки достиг преклонного возраста и у этого направления нет сети додзё. Однако, оно располагает прочной базой во Франции, где практикуется, хотя и в измененной форме, благодаря усилиям сына Мотидзуки, Хироо. Кроме того, несколько групп последователей существует в Канаде и Соединенных Штатах.
МАНСЭЙКАН АЙКИДО, возглавляемая Кансю СУНАДОМАРИ независимая группа с штаб-квартирой на Кюсю, хорошо организована и, похоже, будет расширять свое влияние в этом регионе.
ТОМИКИ АЙКИДО, стиль айкидо, придуманный Кэндзи ТОМИКИ, профессором физического воспитания Университета Васэда, который начал обучаться у Морихэй УЭСИБА в 1926г. Хотя разработанная Томики учебная программа с точки зрения системности и логичности действительно представляет собой выдающееся новшество, введение в айкидо соревнований часто рассматривается как весьма спорный момент. Создавая свое айкидо по образцу дзюдо Дзигоро КАНО, Томики надеялся, что оно будет принято японской системой образования и войдет в международные соревнования в качестве спортивной дисциплины. Состязательный принцип развивался преимущественно в Университете Васэда с 1953г., когда Томики начал экспериментировать вместе с членами Клуба Дзюдо.
В 1958г. КЛУБ АЙКИДО УНИВЕРСИТЕТА ВАСЭДА был официально признан университетской администрацией, при условии, что будут учреждены внутриуниверситетские соревнования. Ранняя форма состязаний, "тосю рандори", напоминает дзюдо, когда оба участника нападают и обороняются, пытаясь применить подходящие приемы айкидо. В настоящее время предпочтительной формой состязаний является "танто рандори", где один соревнующийся, вооруженный деревянным ножом, атакует, а затем, через полторы или две с половиной минуты, участники меняются ролями. Очки могут начисляться как за достигший цели удар ножом, так и за применение приемов айкидо. Постоянно растет популярность состязаний по демонстрации ката. Соревно-вания не ограничиваются кругом университетских студентов; 18 июня 1989г. в Университете Тэнри в Нара, Япония состоялся Первый Международный Открытый Турнир Спортивного Айкидо, на котором присутствовало более 200 участников из девяти стран.
ТЭНДОКАН АЙКИДО, преподаваемое выходцем из Айкикай Кэндзи Симидзу, имеет большое додзё в Токио и несколько филиалов в Европе. Кроме того, сегодня в Японии существует много других небольших групп, использующих название "айкидо". Некоторые из них возглавляют одиночки, отошедшие от основного направления, а другие - личности, чьи заверения о связях с Морихэй Уэсиба или Сокаку ТАКЭДА не подтверждены документально.
СИНЪЭЙ ТАЙДО, под началом Нориаки Иноуэ, похоже, обречено: его основателю почти 90 лет и у него всего несколько учеников.
Хотя выдвинутые основателем Морихэй Уэсиба идеалистические цели так и не были достигнуты, они продолжают сохранять свою актуальность, привлекать многих людей и, похоже, не будут забыты. В качестве уникального, гуманистического по своей сути боевого искусства, Айкидо суждено медленно и неуклонно развиваться и оставаться одной из постоянных составляющих процесса совершенствования общества.
|