МОРИХЭЙ УЕСИБА И ГОДЗО СИОДА (АЙКИКАЙ И ЁСИКАН)
Стэнли Пранин
Автор посетил буквально сотни демонстраций айкидо за многие годы. Когда нужно понятно и привлекательно показать айкидо широкой аудитории, никто не может сравниться с Гозо Шиодой. Он объединяет яркий анализ теории айкидо с отточенной техникой и чувством юмора. Зритель на демонстрации Шиоды практически всегда бывает увлечен увиденным и готов приступить к занятиям айкидо без всякого колебания. Кроме этого, Шиода всегда отдает дань уважения своему учителю Морихеи Уесибе и упоминает тот факт, что айкидо развилось из техник Дайто-рю айкидзюдзюцу. Давайте проследим путь этой незаурядной личности, человека, который возглавляет всемирную организацию Ёсинкан Айкидо и перед которым мир айкидо в огромном долгу.
К счастью, описывая жизнь Шиоды, мы имеем возможность обратиться к его недавно опубликованной автобиографии ‘Aikido Jinsei' (Takeuchi Shoten Shinsha). Этот факт, а также доступность самого Шиоды, позволяют нам получить гораздо более точное описание его карьеры.
Второй сын известного детского врача Сейичи Шиоды, Гозо родился в Токио 9 сентября 1915 года. Будучи маленьким и болезненным ребенком, Гозо благополучно пережил детские годы только благодаря медицинскому искусству своего отца. Под его волевым руководством юный Гозо получил хорошее воспитание.
Судьбоносная встреча с Морихеи Уесибой, основателем айкидо, произошла следующим образом. Господин Мунетака Абэ, директор средней школы, которую посещал Гозо, был впечатлен выдающейся манерой поведения одной молодой женщины, некой госпожи Такако Кунигоши, которая каждое утро занималась уборкой близлежащего храма. В ответ на вопрос о своей манере держаться, она упомянула своего учителя “айкидзюдзюцу” и предложила директору школы поприсутствовать на тренировке. Находясь под впечатлением увиденного в Додзе Уесибы, г-н Абэ порекомендовал отцу Гозо отдать своего сына на обучение. 23 мая 1932 года 17-ти летний Гозо пришел в додзе Уэсибы, чтобы присутствовать на демонстрации. Имея неплохой опыт в кендо и дзюдо, молодой Шиода скептически отнесся к чистым, сдержанным техникам, которые он увидел. Почувствовав такое отношение, Уэсиба предложил ему атаковать и, в мгновение ока, молодой человек оказался на полу, потирая голову, после неудачной попытки ударить ногой.
В айкидо почувствовать значит поверить, и Шиода немедленно решил вступить в додзе. Его отец и г-н Абэ дали необходимые рекомендации. В то время в Додзе Уэсибы было около двадцати учидеши, которые следовали суровому расписанию - занятия начинались в пять утра и заканчивались в девять вечера. Для юного Шиоды стать частью додзе Уэсибы, в котором тренировались многие молодые мастера боевых искусств и в которое часто посещали многие высокопоставленные особы, было чем-то волнующим.
Морихеи Уесиба был очень активен в этот период своей деятельности и преподавал не только в Кобукан Додзе в Шиндзюку, но и в военном институте Накано, в Школе Военной Полиции и в школе вооруженных сил Тояма. В связи с этим не было необходимости в привлечении большого количества учеников и в Кобукане все внимание уделялось тренировке и развитию учидеши. Технически Айки Будо Уесибы того времени находилось в переходном состоянии и было где-то между Дайто-рю айидзюдзюцу и современным айкидо. В результате количество техник было гораздо большим, они были более прямолинейными и применялись с большой силой. Также использовалось множество сложных техник удержания (осае ваза).
Будучи еще школьником юный Гозо мог посещать только утренние занятия, для этого ему приходилось вставать в четыре утра. Позже, когда отец потребовал от него подумать о своем будущем, Гозо решил посвятить себя полной приключений жизни участника “восстановления” Монголии. Как часть своей подготовки к предстоящим испытаниям, Гозо решил оставить школу на два года и полностью посвятить себя занятиям айкидо. Позже он продолжал занятия айкидо уже будучи студентом Университета Такушоку, до того момента, когда он был призван на военную службу в марте 1941 года.
Большую часть военного времени Шиода провел в Китае, попав туда сначала в Пекин в качестве адъютанта генерала Шунроку Хата, и много раз находился на волосок от смерти. В своей автобиографии Шиода увлекательно описывает это время. Примерно в сентябре 1946 года, вскоре после увольнения из императорской армии, Шиода провел несколько недель интенсивных тренировок и занятий сельским хозяйством в доме Уесибы, который удалился на Ивама в префектуре Ибараги в самом начале войны. Видя, что учитель ушел на покой, Шиода вернулся в Токио и, подобно большинству с трудом сводил концы с концами в послевоенной Японии.
В 1950 году, Шиоде посчастливилось получить работу по охране производственных мощностей сталелитейной компании Нихон Кохан в Цуруми. Он собрал около 55 сильнейших предствитеей клубов кендо, дзюдо и сумо из своего alma mater Университета Такушоку. В результате в 1952 году его попросили регулярно преподавать айкидо на разных заводах. Также в начале 50-х он проводил презентации во многих отделениях полиции.
Важное мероприятие, которое стало крупной демонстрацией айкидо прошло в Токио в 1954 году при спонсорском участии Ассоциации Продления Жизни при стечении около 15 000 человек. Выступление Шиоды лучше всего было принято огромной аудиторией и понемногу небольшая организация Айкидо Йошинкан начала приобретать размах. Также примерно в это время деятельность Шиоды стала известна различным представителям делового мира. В частности г-н Кудо, возглавлявший Томин Банк, оказал помощь Йошинкан в постройке додзе. Доступ в Цукудо Хатиман был открыт для общественности в 1955 году. С этого скромного начала организация Айкидо Йошинкан распространилось по всей Японии и зарубежным странам, в основном в США и Европе. В настоящее время это вторая по величине организация айкидо с сотнями додзе по всему миру.
Здесь, наверно, нужно некоторое пояснение. То, как организация Йошинкан Айкидо отделилась от Айкикай не совсем понятно. Когда Шиода всерьез начал свою деятельность в области айкидо после войны, Морихеи Уесиба все еще был не у дел в Ивама и занятия в Айкикай додзе (бывший Кобукан) были нерегулярны и малопосещаемы. Фактически несколько семей, оставшихся бездомными после бомбардировок Токио жили в додзе. Какое - то время додзе использовался как зал для танцев!
На этом фоне успехи Шиоды способствовали развитию айкидо. Немного позже Айкикай постепенно начал активизировать свою деятельность под руководством сына Уэсибы Киссемару и сам основатель стал все больше времени проводить в Токио. Таким образом, официального разрыва между двумя организациями никогда не происходило, несмотря на достаточно отличающиеся подходы к айкидо. Две группы просто развивались независимо, поддерживая более-менее теплые отношения. Даже сегодня Шиода и Киссемару регулярно появляются на официальных мероприятиях друг друга.
Шиода тренировался под руководством Уесибы, когда тот был на пике формы в возрасте чуть более 50. Вследствие этого, техники, которым его обучил основатель айкидо отличаются от тех, которым он обучал в послевоенные годы. Неудивительно, что Айкидо Йошинкан заметным образом отличается от форм, практикуемых в Айкикай, под руководством сына Уэсибы, нынешнего Айкидо Дошу. Дискуссия по поводу того, когда техника Морихеи Уэсибы была в точке наивысшего развития не утихает и нужно признать, что любое заключение в этой связи будет субъективным. Независимо от точки зрения по этому поводу, многие наверно согласятся с мнением Шиоды, которое он высказал в интервью, опубликованном в ‘Aiki News' несколько лет назад: “Сегодняшнее айкидо не имеет смысла. Оно выхолощено, пусто изнутри. Люди пытаются достичь высот, не прилагая усилий. Вот почему в наши дни оно стало так похоже на танец. Сначала нужно прочно постичь основы своим телом, и затем продолжать рост к высшим ступеням… Сейчас мы видим только копирование или имитацию без малейшей доли реальности…”
Действительно, похожие на танец движения часто воспринимаемые сегодня как характерные для айкидо, хотя, возможно, и приятны для глаза, не могут убедить последователей других боевых искусств в своей эффективности. Позиция Гозо Шиоды по этому вопросу предельно ясна и в программе обучения всех Йошинкан додзе, наряду с развитием разума и тела учеников, большое внимание уделяется тренировке базовых технических навыков.
Напечатано с разрешения
редактора журнала 'Aikido Journal'
Stanley Pranin.
|