ИСТОРИЧЕСКАЯ КАНВА СОБЫТИЙ
Пока Уэсиба Морихэй в горном уединении, а затем в сельской глуши вынашивал свои идеи о спасении человечества, Япония все глубже втягивалась в безумную кампанию военных приготовлений. Вскоре прогремели первые залпы на материке. Началась японская агрессия в Китае. Официозная пропаганда хорошо потрудилась над соз- данием исторических и идеологических мотивировок экспансии. В ход пошли и древние мифы, и лозунги паназиатского национализма, и демагогические призывы к созданию "единой восточно-азиатской сферы сопроцветания" во главе с Японией. Традиционные японские воинские искусства снова были подняты на щит и объявлены предметом нацио- нальной гордости. Полиция и армия, жестоко расправлявшиеся с представителями либеральной интеллигенции, не говоря уж о членах компартии, всячески превозносили наставников бу-до. Стоит ли удивляться тому, что все, за редчайшими исключениями, школы дзю-до, айкидо и каратэ-до были поставлены на службу интересам воинствующего шовинизма и милитаризма. Не избежал общей участи и Уэсиба. В 1934 г. старый друг Уэсиба, преподобный Дэгути Ванисабуро, собрав своих приверженцев и единомышленников, объявил об "истори- ческом" решении. Он, Дэгути, вознамерился отправиться в Маньчжурию, а оттуда на север, в Монголию, дабы с помощью силы или убеж- дения создать в варварских землях царство добра и справедливости. Идея, поистине достойная Бодхидхармы и поразительная по своей на- ивности для просвещенного общественного деятеля XX в.! Тем не ме- нее Дэгути удалось увлечь за собой нескольких сподвижников, в том числе и Уэсибу. Воодушевленные несбыточными мечтами, они прибыли в Мукден, ко двору правителя марионеточного государства Мань- чжоу-го. Диктатору поначалу понравилось предложение Дэгути. Он даже выделил средства на формирование армии будущего "японоки- тайско-маньчжурского" царства, однако вскоре передумал, заподозрив подвох. Он разогнал уже сформированные части, расстрелял всех китайских офицеров, а японцев приказал пытать, пока они не откро- ют истинной цели своего предприятия. Лишь через несколько дней подоспевший японский отряд освободил незадачливых "конкистадо- ров", которые вскоре вернулись на родину. Экспедиция, начатая во имя воплощения идеалов бу-до, окончилась провалом. В Японии Уэсиба-сихан был принят с почетом. Особенно укрепилась его репутация среди высших офицеров армии и флота. У созда- теля айкидо брали уроки адмиралы Такэсита Исаму, Такахаси Санкити, Ямамото Хидэсукэ. Тем не менее Уэсиба, глубоко разочарованный неудачей своей миссии на материке, вскоре уехал в провинцию и по- селился в горах префектуры Ибараки. Там он и открыл в 1938 г. первую официальную школу айкидо - Кобукай при храме Ивами. Двенадцать лет прожил Уэсиба в горной глуши, окруженный немногими преданными учениками. Военные авантюры больше не привлекали фило- софа. Лишь зловещее рычание американских самолетов, летящих бомбить Токио, временами напоминало о величайшей мировой трагедии. Дни и ночи Уэсиба проводил в медитации и упорных, изнурительных тренировках, приносивших чудесные результаты. Мастерство его неуклонно возрастало. Шестидесятилетний старик легко одолевал некольких вооруженных противников, почти не применяя силы, двигаясь с удивительной грацией и быстротой. Поражение в войне принесло тяжелейшие испытания японскому народу. Рушились вековые моральные ценности миф о богоизбранности и духовном превосходстве японской нации, о божественном происхождении императора, о "священной миссии" расы Ямато в Азии. Оголтелый шовинизм, замешанный на комплексе превосходства, уступил место растерянности, отчаянию, комплексу неполноценности. Американские оккупационные власти всеми средствами стреми- лись искоренить "самурайский дух" в японцах. По приказу штаба Макартура не только была проведена "чистка" в государственных учреждениях, но и запрещены к показу многие пьесы классического репертуара театра кабуки, фильмы, концерты. Был наложен запрет на некоторые праздники, содержащие самурайскую символику. Само собой разумеется, прекратила существование "победоносная императорская армия", с которой в течение многих лет связывали свои горести и радости миллионы простых людей. Взамен старой морали пришли новые, непривычные идеалы буржуазной демократии. В первые послевоенные годы вся японская интеллигенция была озабочена проблемой нравственного падения нации. Действительно, в обстановке послевоенной разрухи и ломки общественных устоев страну захлестнула мутная волна преступности. Спекуляция соседствовала с воровством, проституция с растлением малолетних. Грабежи и убийства стали обычным явлением. Именно тогда и началось сперва подспудное, а затем легализованное возрождение воинских искусств, в которых мастера бу-до видели путь к духовному оздоровлению своих сограждан. Как известно, это возрождение закончилось триумфом бу-до, завоевавших в бескровных сражениях весь мир. В 1948 г., когда был снят запрет на практику воинских ис- кусств, Уэсиба, как и многие другие мастера кэмпо, решил предать гласности секреты айкидо, чтобы помочь людям обрести уверенность и силу в единении с природой. С ближайшими учениками он перебрал- ся в Токио, где вскоре было основано Общество айкидо (Айкикай) и открыт Центральный клуб айкидо (Айкидо Xонбу). Более двадцати лет во главе Айкикай стоял сам профессор Уэсиба Морихэй. Его непосредственным преемником стал сын Уэсиба - Киссымару, посвятивший жизнь делу распространения айкидо в Японии и за ее пределами. Наибольший интерес за всю историю своего существования айки- до, вероятно, привлекло в 1954 г., когда под эгидой Общества продления жизни в Токио был организован всеяпонский турнир воинс- ких искусств. Демонстрация айкидо имела столь феноменальный успех, что по всей стране стали создаваться клубы и секции, а через год группа бизнесменов субсидировала строительство великолепного Центра айкидо - Есинкай. Главным тренером Есинкай стал Сиода Годзо, один из первых учеников профессора Уэсиба, хранитель класси- ческих традиций айкидо. Под его руководством занимались энтузиас- ты из многих стран мира. Другой ученик Уэсиба, преподаватель крупнейшего университета Васэда, Томики Кэндзи, напротив, развил спортивное направление айкидо, в котором философское начало отступает на задний план. Существуют разнообразные ответвления айкидо, в которых ис- пользуется опыт каратэ и цюань-шу, но психофизические установки во всех вариациях остаются неизменны.
|