YOSINKAN AIKIDO
+7 (495) 211-30-90
Федерация Айкидо Ёсинкан России официальное представительство Aikido Yoshinkan Foundation (AYF)
О ФЕДЕРАЦИИ ОБУЧЕНИЕ НОВОСТИ РАСПИСАНИЕ СТОИМОСТЬ ГАЛЕРЕЯ ОТЗЫВЫ КОНТАКТЫ

ВЫБОР ШКОЛЫ 
ОБ АЙКИДО 
АЙКИДО ДЛЯ ДЕТЕЙ 
АЙКИДО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ 
АЙКИДО ДЛЯ ЖЕНЩИН 
VIP ЗАНЯТИЯ 
КОРПОРАТИВНЫЕ ГРУППЫ 
ЭТИКЕТ 
ПРИНЦИПЫ АЙКИДО 
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ 
АЙКИДО И ЗДОРОВЬЕ 
СОВЕТЫ МАСТЕРА 
ЯПОНИЯ 
СЛОВАРЬ 
ПУБЛИКАЦИИ 
СЕМИНАРЫ 
ВИДЕО УРОКИ 
 ГЛАВНАЯ :: ОБУЧЕНИЕ :: СОВЕТЫ МАСТЕРА

МЕЙГЕН - пословицы от Андо Сенсея.

1. Божеством-покровителем айкидо является Рю-о, в японской мифологии Король Дракон.
2. «каждый день с чистого листа».
3. «Знание лежит у наших ног»
4. «Айкидо – это жизнь».
5. Цитаты.
6. Цитаты.
7. Цитаты.
8. Цитаты.
9. Цитаты.
10. «думы о прошлом освещают настоящее».
11. Цитаты.
12. «Слиться воедино с природой и Вселенной».
13. Цитаты.
14. «План действия без плана действия».
15. Цитаты.
16. «Основы для мира на Земле будут заложены в Уроясу»
17. Цитаты
18. «Тренировка длится всю жизнь».
19. Цитаты.
20. «Сила в айкидо появляется не вследствие физической силы, а из-за того, что вы сохраняете правильную позицию. Сила, которая обретается в айкидо, происходит из чистоты поведения (нравственности)».
21. Цитаты.
22. "Рождение боевых исскуств".
23. «гармония в противостоянии»
24. «Думы о прошлом освещают настоящее»
25. «Спокойствие в движении, движение в спокойствии».
26. Цитаты.
27. Цитаты.
28. Цитаты.
29. Цитаты.
30. Цитаты.
31. «Если ты отринешь тело, ты будешь легко нестись через речные пороги».


1. Божеством-покровителем айкидо является Рю-о, в японской мифологии Король Дракон.
Автором этого мейгена (от яп. «пословица» или «афоризм») является создатель айкидо Морихей Уэсиба-сенсей.

Уэсиба-сенсей писал:
"Aikido no shugoshin wa ten no mura ame no murakumokuki samuhara Ryu-o haya takemusu no O-kami de aru".

Что в примерном переводе на русский означает, что божеством-покровителем айкидо является Рю-о, в японской мифологии Король Дракон, почитаемый как божество воды и океана, повелевавшее дождем и облаками. Это одна из причин, по которой Андо-сенсей избрал название для своей организации – Ёсинкан Айкидо Рю – в момент ее образования, в 1996 году.

2. «каждый день с чистого листа».
Эту пословицу часто любил повторять Годзо Сиода-сенсей. Вот она:
Meigen
日 々新たなり。

Читается это как «хиби аратанари», а на русский примерно переводится как «каждый день с чистого листа». Применительно к нашим тренировкам в айкидо, каждый раз выходя на татами, мы должны ощущать возможность начать все с нуля. Поскольку поединков и соревнований у нас нет, техники айкидо легко становятся «новыми», принимают различные стилизованные формы. Это особенно легко получается, когда мы имеем общее представление обо всех тестовых техниках. Вскоре мы начинаем думать примерно так «О, да я уже знаю эту технику» или «В любом случае я знаю основные моменты этой техники».

Существует большая разница между знанием техники и реальным пониманием или способностью ее выполнить. То, что мы понимаем как наиболее важный момент той или иной техники, может, на самом деле, вовсе не являться таковым. В айкидо, наша техника может стать лучше или хуже; она не остается на одном и том же уровне. Айкидо никогда не стремится поддерживать статус-кво; как и наша жизнь, айкидо динамично. Но наработка навыков в айкидо требует длительного времени, и именно по этой причине тяжело заметить какое-либо улучшение или ухудшение: отклонение в ту или иную сторону слишком плавное.
Наверняка, мы все хотим прогрессировать в айкидо. А для этого нам нужно обладать бодростью духа. Мы всегда должны быть готовыми отбросить старые представления о технике и попытаться посмотреть на нее свежим взглядом. Под занавес уходящего года в Японии обычно проводят генеральную уборку своего дома или офиса – люди выметают накопленную за год грязь, выкидывают и меняют разбитые и бесполезные вещи – и готовят особые новогодние блюда. А затем, в день новогоднего праздника, они надевают новую чистую одежду для первого посещения храмов в новом году. Таким образом, люди встречают новый год с чистого листа. Но это лишь раз в году, а мы должны делать это на каждой тренировке. Это и есть «хиби аратанари».

В Японии также очень почитается первый восход солнца в новом году («гантен хатсухиноде»). Сиода-сенсей часто говорил, что ощущение при «начале с чистого листа» у новичка в айкидо сравнимо с тем ощущением, которое он испытывал, созерцая «гантен хатсухиноде». В ходе наших тренировок, мы все должны стараться вновь ощущать себя «новичками», что соответствует принципу «гантен хатсухиноде».

3. «Знание лежит у наших ног»
Meigen
悟りは脚下にあ り。

Читается как «сатори ва киака ни ари», в русском языке прямого эквивалента не имеет, наиболее литературный перевод - «Знание лежит у наших ног» или «Истинное знание не бросается в глаза».

Андо-сенсей пишет, что впервые он узнал об этой пословице в 1975 году, когда ходил в секцию айкидо при Университете Токусима. Посещающие эту секцию люди могли записывать все, что они хотели обсудить или сообщить другим, в специальную книжку, хранившуюся для этой цели в помещении секции (похоже на аналог интернет-чата образца 1975 года). Вот в этой-то книжке кто-то и написал фразу «сатори ва киака ни ари», и по какой-то неизвестной причине она отпечаталась в памяти Андо-сенсея.

А теперь перенесемся в 1996 год. Андо-сенсей только что покинул Ёсинкан Хонбу-додзё и не особо беспокоился о своем будущем и о совершенствовании своего мастерства в айкидо. В это время произошло два незабываемых события, оказавших на него огромное влияние. Одно из них состоялось, когда Андо-сенсей практиковал кихон-доса в своей квартире на втором этаже. Тогда, Андо-сенсей все еще находился на этапе проб и ошибок в отработке камае и кихон-доса. Он слегка изменил угол своей задней ноги, поставив пятку таким образом, что ступня развернулась наружу. Неожиданно, он почувствовал, как будто электрический разряд ударил в центр его тела, прошел прямо сквозь него и вышел в районе темени. И в тот самый миг, он осознал важность угла постановки задней ноги.

С этого момента, Андо-сенсей начал чувствовать уверенность в своем будущем, и туман озабоченности, окутывавший его, рассеялся. Теперь он мог смело идти вперед. И тут он вспомнил о записной книжке в секции айкидо Университета Токусима, в которой была записана та самая фраза: «сатори ва киака ни ари». «Так вот о чем она!» - подумал он.

Это событие также породило еще одно откровение в голове Андо-сенсея. До этого момента, его единственной целью в айкидо было стать лучше и сильнее. Затем он понял, что его личный прогресс не может иметь смысла, если он не будет помогать другим совершенствоваться в айкидо и получать от этого удовольствие. Он пишет, что счастлив именно благодаря этому откровению.

Истоки появления фразы «сатори ва киака ни ари» лежат в старинной притче о цзэн-буддийском монахе и его учениках. Однажды ночью, монах и несколько его учеников шли по тропинке при свете одной единственной свечи. Внезапно, порыв ветра затушил свечу, оставив их в кромешной тьме. Им было нечем вновь зажечь свечу. «Что же нам делать, чтобы выбраться отсюда?», спросил монах своих учеников. Каждый из учеников высказал свою мысль по этому поводу, но монах не соглашался ни с кем из них, пока слово не взял последний ученик. «Мы должны идти вперед, ставя ноги вплотную одну перед другой, и смотреть на землю прямо под ногами» - сказал ученик. Монах согласился с ним. Мораль этой притчи в том, что когда вы оказались в сложной ситуации или заблудились, решение всегда у вас под рукой (или прямо у ваших ног).

4. «Айкидо – это жизнь».
Meigen
行住座臥、一切の時勢、これ最善の道場。

Некоторые из вас, возможно, знакомы с выражением этого месяца, которое похоже по смыслу на более известную пословицу «Айки соку сейкатсу» («Айкидо – это жизнь»).
Вот оно: Читается оно так: «гьодзюзага, исаи но дзисеи, коре сайзен но додзё». Я позаимствовал перевод этого выражения у Жака Пейе и Кристофера Джонстона, переводивших книгу Годзо Сиоды «Айкидо Сюгё». А означает оно следующее: «Где бы вы ни были, и что бы вы ни делали… ничто не может с этим сравниться. Это и есть идеальное додзё».

Андо-сенсей пишет, что Годзо Сиода-сенсей часто использовал это выражение, и что, по неизвестной причине, где бы он его ни слышал, оно напоминало ему об одной песенке. «Тот, кто сочинил эту песенку, возможно, имел в виду то самое выражение», говорит Андо-сенсей.

Это выражение появилось в эпоху Камакура, в годы правления регента Ходзё Токимуне. Мугаку Соген был китайским монахом, приехавшим в Японию по приглашению Токимуне и бывшим при регенте в качестве дзен-мастера. Однажды, Соген спросил Токимуне, как продвигается его обучение дзен, и Токимуне ответил, что он был слишком занят обороной страны от монголов, чтобы найти время на изучение дзен. За это монах пожурил регента, сказав ему: «гьодзюзага, исаи но дзисеи, коре сайзен но додзё».

То же самое и в айкидо. Наши тренировки проходят не только на татами. Бодрствуете вы или спите, каждый миг вашей жизни - тренировка. Не важно, с какими обстоятельствами вы сталкиваетесь, любые подобные моменты можно использовать для занятий айкидо (или дзен).

Андо-сенсей приводит в пример Сайго Такамори – настоящего Последнего Самурая – который, просыпаясь, тут же ударом ноги сбрасывал с себя покрывало и выпрыгивал из кровати. Это и есть «гьодзюзага» - тренировка в реальной жизни. Вы не должны просыпаться медленно, нерешительно, снова проваливаясь в сон и забытье. Как и в случае с техниками айкидо, если вы колеблетесь, вы проигрываете. Вы должны поймать этот момент, просыпаясь и моментально вставая с кровати. Андо-сенсей уверен, что это характерно для всех высокоэффективных людей.

Разумеется, это выражение также подразумевает, что вы должны вставать рано. Большинство людей не любит этого делать, так что вам нужно иметь очень веские основания для раннего пробуждения. Самому Андо-сенсею поначалу приходилось рано вставать, чтобы накормить и отправить в школу своих детей. Теперь же он встает рано, чтобы открыть Рю-додзё и начать утренние занятия в 6:00. Благодаря этому обстоятельству, у него выработалась привычка вставать спозаранок, и он считает это победой – победой над слабостью духа. Поскольку в айкидо нет соревнований, это одна из немногих возможностей одержать победу – победу над собой.

5. Цитаты.
«Жизнь – это великолепный огромный холст, на который нужно нанести столько красок, сколько возможно».

Дэнни Кэй

6. Цитаты.
Победа над собой - лучшая и наиболее благородная из побед, быть покоренным природой другого человека - худшее и наиболее постыдное поражение".

Платон

7. Цитаты.
"Не молитесь, чтобы у вас была более лёгкая жизнь. Молитесь, чтобы вы были сильнее."

Джон Ф. Кеннеди John F Kennedy

8. Цитаты.
Как замечательно, что никому не надо ждать ни секунды, чтобы начать улучшать мир»

Анна Фрэнк

9. Цитаты.
«Если вы не можете лететь - бегите, если вы не можете бежать - шагайте, если вы не можете шагать – ползите, но что бы вы ни делали, вы должны двигаться вперед».

Мартин Лютер Кинг младший.

10. «думы о прошлом освещают настоящее».
Meigen
「稽古照今」
Keiko shoucon

Фразу Keiko shoucon можно перевести как «думы о прошлом освещают настоящее». Эта фраза взята из предисловия к «Kojiki» , или Запись Древних Дел» (древнейшей сохранившейся до нашего времени японской хронике), написанной Ō no Yasumaru.

Некоторые из вас, возможно, уже знакомы с первыми двумя иероглифами, соответствующими слову keiko, что означает «практика, упражняться». Первый иероглиф – inishie – означает «прошлое», второй иероглиф – kangaeru – переводится понятиями «идея» или «думать». Таким образом, keiko означает «применять идеи или суждения, оставленные для нас нашими предшественниками». Shoucon означает «освещать, озарять, оживлять настоящее».

Эта идея глубоко вошла в японские боевые искусства, где многократно тренируются определенные движения. Таким образом, keiko означает тренироваться для того, чтобы как можно сильнее приблизиться к идеальной форме исполнения, которую завещали нам мастера, тренировавшиеся до нас.

Однако, в японском языке слово keiko не используется, например, применительно к занятиям футболом или бейсболом. В отношении этих видов спорта используют слово renshu. Оно также означает «тренироваться», но слово keiko используется только по отношению к традиционным элементам японской культуры.

В понятии keiko подразумевается также, что мы думаем и о тех, кто будет заниматься после нас. Идея о том, что размышления о прошлом освещают нам настоящее, не означает простое повторение безжизненных и пустых форм. Эти формы нужно «настроить» для соответствия обстоятельствам настоящего. В этом состоит наша миссия.

11. Цитаты.
«Нашу личность формируют и воспитывают наши мысли. Те, чей разум заполнен бескорыстными, неэгоистичными мыслями, несут с собой радость, когда они что-либо говорят или делают. Радость следует за ними, как тень, которая никогда их не покидает».

Будда.

12. «Слиться воедино с природой и Вселенной».
Meigen
「天地自然と一体」
Tenchi shizen to itai

Уэсиба Морихей Сенсей любил использовать это выражение в своей речи, что означает: «слиться воедино с природой и Вселенной», для того, чтобы выразить, что такое «сердце» айкидо.

Одна из главных задач айкидо – достичь состояния единения с нашим партнером. Этого можно добиться путем постоянных тренировок. По отношению к своему партнеру мы не должны испытывать чувство соперничества или враждебности. Наша цель – придти к гармонии с партнером, используя поток силы, и, таким образом, мы сможем притянуть к себе и поглотить силу нашего партнера. Следуя этому, мы сможем стать единым целым с партнером.

Андо Сенсей пишет, что он сумел почувствовать эту силу, будучи уке для Годзо Шиода Сенсея. Его захлестнули чувства, описать которые словами невозможно, и он как будто прилип к Шиода Сенсею, как к магниту. Шиода Сенсей сказал, что мы должны сделать так, чтобы партнер полюбил нас настолько, чтобы «приклеиться» к нам. Андо Сенсей пишет, что работать в качестве уке для Шиода Сенсея было просто великолепно – ты был счастлив независимо от того, как он бросал своего уке или делал на нем контроли. Ученики Андо Сенсея часто говорят ему, что на видеозаписях с участием Шиода Сенсея он всегда выглядит так, как будто быть уке для Шиода Сеснсея доставляет ему большую радость. Это связано с тем, что, во-первых, Андо Сенсей был рад воспользоваться замечательной возможностью быть уке для Шиода Сенсея. А во-вторых, тот, кто работал в роли уке для Шиода Сенсея, мог на себе почувствовать мистическое ощущение покоя и безопасности. В айкидо, когда мы образуем единое целое со своим партнером, появляется это чувство – в своем роде некое духовное возвращение.

Такое единение с партнером возникает, когда душа и тело работают в согласии. С духовной точки зрения это означает, что мы должны избавиться от своего «я» и действовать в духе альтруизма, а не эгоизма. С физической точки зрения это означает поток силы. Две эти позиции представляют собой одно и то же. Если мы не избавимся от эгоизма, мы не сможем собрать поток силы. Тот поток силы – это концентрация духа, что позволяет нам забыть о себе.

Чтобы слегка поменять тему, скажем, что в наши дни все происходит в глобальном масштабе. Проблемы окружающей среды и экономии, диспуты по поводу территорий – на все эти вопросы надо смотреть с глобальной точки зрения. Это касается и айкидо. Сейчас наступило то время, когда существует глобальная связь между людьми. Это означает, что цель наших тренировок по айкидо – гармоничная работа с партнером - уже не может рассматриваться как достаточно полная.

Мы должны расширить и развить гармонию с партнером до того уровня, чтобы эта гармония стала более масштабной – как гармония с природой и Вселенной в целом. У нас не должно быть враждебности или антагонизма по отношению к членам других организаций, других наций, рас или даже других видов. Но сначала, однако, мы должны сформировать гармонию внутри собственной организации, группы, нации или расы. Достижение цели айкидо – стать единым со Вселенной и природой – стало сейчас актуальным, как никогда.

13. Цитаты.
«В надежде достичь луны люди не видят цветов, распускающихся у их ног»

Альберт Швайтцер.

14. «План действия без плана действия».
Meigen
「無策の策」
Musaku no saku

Это изречение можно перевести как «план действия без плана действия». Часто, когда Шиода Сенсей становился взволнованным по какому-либо поводу, он мог использовать в речи именно эти слова. «Не думайте слишком много! Лучший план – никакого плана!» – мог сказать он и рассмеяться.

Стратегия, схема, план действий. В бою или соревновании мы должны сформировать для себя план. Наша стратегия будет меняться в зависимости от психологического состояния нашего противника и его подхода.

Андо Сенсей пишет, что когда он был очень молод, однажды отец познакомил его с японскими шахматами – сёги. Отец Андо Сенсея умел очень хорошо играть в сёги – наверное, в своей префектуре он был в пятерке сильнейших. В своей молодости он хотел стать профессиональным игроком в сёги, но он не обладал достаточной выносливостью, чтобы концентрироваться в течение долгих периодов времени, поэтому он оставил эту мечту.

Отец Андо Сенсея сказал ему: «Когда ты в первый раз встретишься со своими противниками, ты должен сразу оценить их возможности. Если ты думаешь, что противники сильнее, нужно использовать стратегию неожиданности. Если ты думаешь, что они слабее, действовать нужно медленно и осторожно. Если ты не можешь оценить их возможности, то тогда не нужно с ними играть». Следуя этому совету, Андо Сенсей сумел добраться до полуфинала чемпионата по сёги, проводившегося в университете, где учился Андо Сенсей. Его атака внезапного нападения наносила сокрушительный удар оппоненту, который, в действительности, был намного лучше в игре.

Когда Шиода Сенсей говорил о плане действий без плана действий, он рассматривал эту мысль уже в более крупном масштабе – с той точки зрения, чтобы оставить всё на усмотрение судьбы. Люди склонны к тому, чтобы слишком много «использовать» свою голову - и в результате мы начинаем колебаться. Если мы будем не слишком сильно полагаться на логику, мы сможем достичь чистого и простого состояния души. Это приводит к состоянию «освобождения» и заставляет нас почувствовать себя более близкими к природе. Достижение такого состояния души - не просто для обычного человека. Надо не думать, довериться своей интуиции. Но не надо слишком сильно полагаться на интуицию, нужно учесть и то, что интуицию тоже нужно тренировать.

15. Цитаты.
«Мне нравятся не те девушки, которые в восхищении от хоумранов*. Мне кажется, сексуальными будут выглядеть броски во внутренней части поля, потому что здесь по-настоящему нужно уметь показать свою технику. По мне – лучше впечатлить девушек своей техникой, чем своей грубой силой. Потом уже, время от времени, чтобы показать, что такие удары я тоже умею делать, я могу немного пофлиртовать и продемонстрировать хоумран»

Ичиро Сузуки (японский бейсболист, но очень близок к айкидо)

* (хоумран (home run) - удар в бейсболе, при котором мяч перелетает через всё игровое поле; даёт бьющему право совершить перебежку по всем базам и принести своей команде очко – прим. пер.).

16. «Основы для мира на Земле будут заложены в Уроясу»
Meigen
「人類万有大和合浦安の基を築く」
'Jinrui banyu daiwagou Urayasu no moto wo kizuku'

Это пророческое выражение, сказанное Уэсиба Сенсеем, и оно переводится как «Основы для мира на Земле будут заложены в Уроясу» (прим переводчика: Уроясу в настоящее время – район Токио, где находится Рю додзе).
Слово «Уроясу» - древнее слово, и когда-то оно использовалось для обозначения Японии. Таким образом, эту фразу можно прочитать как «Основы для мира на Земле будут заложены в Японии».

Это отрывок из высказывания Уэсиба Сенсея, который говорил, что «основы для мира на земле будут заложены в Японии, чтобы построить лучшую жизнь для всех на Небесах и на Земле. Это путь айки».

Это значит то, что айкидо станет основой для формирования мира на Земле. Но что именно в айкидо может способствовать достижению этой цели? Дело в том, что заниматься айкидо – это значит идти рядом с возвышенным, небесным. Конечная цель айкидо – стать единым целым со Вселенной и всегда жить с осознанием этого.

Другими словами, мы должны жить так, чтобы наш разум и наша совесть всегда были честны и чисты. Если мы скажем или сделаем что-то нехорошее по отношению к другому человеку, наше сердце будет упрекать нас за это. Идти рядом с возвышенным – значит жить без упреков, исходящих из нашего сердца. Если мы занимаемся айкидо, мы слушаем наше сердце и совесть и следуем им. Это лучший и наиболее простой способ жить.

Тогда возникает вопрос о том, каков же «уровень звучания голоса» нашего сердца и нашей совести. Если их голос слишком слаб, мы его не услышим. Мы можем хотеть, чтобы голос сердца и совести звучал громко и чисто, но наш долг и состоит в том, чтобы замереть и слушать.

17. Цитаты
«Перед тем, как учить других, перед тем, как менять других, мы должны поменяться сами. Мы должны быть честными, искренними, добрыми».

Далай-Лама.

18. «Тренировка длится всю жизнь».
Meigen
「修行は一生涯」
Shugyo wa isshyo gai

Это изречение можно перевести следующим образом: «Тренировка длится всю жизнь». Шиода Сенсей частенько повторял эту фразу на занятиях (таких, когда ученики слушали Сенсея сидя), во времена, когда Андо Сенсей был одним из учидеши в Хонбу додзе.

Шиода Сенсей подчеркивал своим учидеши, которые были молоды и готовы воспринимать только то, что находилось непосредственно перед их глазами, что мы не должны быть нетерпеливыми или каким-либо образом ослаблять свои усилия, а, наоборот, должны посвятить себя ежедневным тренировкам. Мы можем – и нам следует делать именно так – тренироваться независимо от нашего возраста. В то время молодым учидеши слова Шиода Сенсея казались странными рассказами о далеком и воображаемом времени. Шиода Сенсею было уже за 70, и его учидеши могли на себе почувствовать правдивость того факта, что он продолжал тренироваться и совершенствоваться. Техники, которые он демонстрировал во время занятий черных поясов, были не просто техниками высокого класса – они казались почти неземными.

Фраза «тренировка длится всю жизнь» означает, что мы никогда не теряем ощущения того, что мы являемся учениками, и это подразумевает некую скромность и непритязательность. Андо Сенсей пишет, что он преподает айкидо уже почти 35 лет, но есть еще много, чему ему предстоит научиться. В те года, когда он был учидеши, местом его тренировок было Хонбу додзе, а с тех пор, как Андо Сенсей открыл собственное додзе, само общество стало для него «тренировочной площадкой». Конечно, тренировки никогда не заканчиваются. Это и есть то, что мы называем жизнью и умением быть человеком!

19. Цитаты.
«Жизнь – как музыка; она собирается из слуха, ощущения и инстинкта, но не из правил».

Сэмьюэл Батлер.

20. «Сила в айкидо появляется не вследствие физической силы, а из-за того, что вы сохраняете правильную позицию. Сила, которая обретается в айкидо, происходит из чистоты поведения (нравственности)».
Meigen
「正しいから強い」
Tadashii kara tsuyoi

Meigen этого номера написана в одной из книг Андо сэнсэя по техникам йошинкан айкидо. Звучит она так: «Сила в айкидо появляется не вследствие физической силы, а из-за того, что вы сохраняете правильную позицию. Сила, которая обретается в айкидо, происходит из чистоты поведения (нравственности) ».

"tadashii kara tsuyoi" - выражение одного из фундаментальных принципов айкидо. Правильная позиция выглядит хорошо сбалансированной за счет абсолютно прямой спины; такая позиция, безупречная даже при движении, - это то, что поражает наш взгляд своей красотой. В своем совершенном выражении правильная позиция сама по себе является силой центра. Цитируя Уэсиба сэнсэя, можно отметить, что «сила дыхания основывается на силе центра». Вся сила в айкидо – это использование силы центра.

Сила, происходящая из нравственности, подразумевает духовный элемент. Духовная правильность наделяет технику силой. Мы можем даже сказать, что если вы добродетельны по духу, то и ваш меч будет благородным. Хорошая, сильная позиция появляется из чистого душевного состояния. Для многих людей притягательность айкидо заключается в поиске духовной правильности и победы над собой.

Хотя, впрочем, и наоборот – мы не должны слишком много внимания заострять на том, чтобы «вести себя правильно». Добродетельность появляется естественно, без того, чтобы слишком сильно задумываться об этом. Если мы чрезмерно осознанно задумываемся о нравственности, правильности и ищем только её, наше сознание сужается, и мы начинаем слишком критично относиться к другим. Тогда это становится похожим на соревнование «кто правильнее». Будьте осторожны, чтобы не пасть жертвой вашей собственной добродетельности!

21. Цитаты.
«Моя человеческая природа тесно связана с вашей, только вместе мы можем быть людьми»

Десмонд Туту.

22. "Рождение боевых исскуств".
Meigen
「武産合気」
Busan aiki

Эту фразу трудно передать лаконичным образом. Легче будет сначала расчленить её на несколько символов, каждый их которых затем рассмотреть отдельно. Итак, эта поговорка состоит их 4х иероглифов. Последние два вместе - это значит «айки». Первый иероглиф означает «бу» в слове «будо», «боевой» в словосочетании «боевые искусства». А второй иероглиф переводится как «рождение».

Сочетание всех этих иероглифов напоминает нам о том, что в айкидо техники не являются раз и навсегда установленными и ограниченными. Постоянно появляются все новые техники - по ходу развития ваших отношении с партнером, которые напоминают перетягивание каната. Другими словами айкидо представляет собой продуктивное боевое искусство с бесконечным количеством вариаций техник.

В книге Ueshiba Morihei Seitan Hyakunen: Aikido Kaiso (изданной в 1983 г. в честь 100-летия рождения Уэсиба Сэнсэя), можно прочитать , что калейдоскопические вариации в техниках получаются благодаря тонкой работе в изменениях силы дыхания. Мы обретаем силу дыхания, когда наше KI становится единым с KI Вселенной. Такое единение приобретается в три стадии. Первая стадия - ki musubi. Вторая - iku musubi. Третья и последняя стадия - o musubi. Как только мы достигли последней стадии, мы можем почувствовать невидимые движения Вселенной, сосредоточенные вокруг нас и совершающиеся для того, чтобы защитить нас.

В зависимости от того, как изменяется наше дыхание в пространстве, нас окружающем, вокруг нас образуется некое призрачное магнитное поле. Воздух внутри этого поля трансформируется. Ученые-физики частенько говорят о чем-то подобном, я думаю, это можно было бы назвать аурой. По всей вероятности, Уэсиба Сэнсэй был окружен таким полем, длина окружности которого была около 3 метров. Если вы входили в это поле, вас пропитывала его аура, и Уэсиба Сэнсэй мог, так сказать, всецело подчинить вас себе и направить туда, куда ему нужно. Это означало, что при любом виде конфронтации, победа или поражение были уже заранее предопределены в тот момент, когда противник сталкивался с Уэсиба Сэнсэем.

Андо Сэнсэй пишет, что в связи с этим в его голове возникает образ паутины. Вот какова удивительная сила айкидо, и как много нам еще предстоит узнать!

23. «гармония в противостоянии»
мейген
「対すれば相和 す」
Читается как «таи суреба айвасу», что грубо можно перевести как «гармония в противостоянии».

Вместо объяснения смысла этой пословицы, Андо-сенсей советует нам воспользоваться своим воображением и представить себя в роли героя (или героини) какого-нибудь драматичного события. Представьте, что вас неожиданно пытается ударить какой-то человек. Не раздумывая, вы уклоняетесь... проводите прием... и ваш оппонент летит на землю. Еле поднимаясь на ноги – даже не думая о том, чтобы еще раз вас атаковать – ваш противник удивленно вскрикивает: «Ого, как тебе это удалось? Это невероятно! А ну-ка, повтори!». Это и есть гармония в противостоянии.

Затем Андо-сенсей разъясняет нам истоки этого выражения. Оно появилось, благодаря тактическому совету, изложенному в письме великому самураю и военному стратегу Минамото-но-Ёсицуне. Вот как звучал этот совет: «Встреться лицом к лицу с тем, что приближается к тебе; прогони то, что уходит от тебя; создай гармонию с тем, что противостоит тебе. Другими словами, если противник атакует, встреть атаку; если противник бежит, помаши ему вслед рукой. Создай гармонию с теми партнерами, которые находятся с тобой в согласии. Если обе стороны в полном согласии друг с другом – это гармония. Таким образом, если вас пятеро, и ваших оппонентов пятеро, то вместе вас десятеро».

Однако, в жизни и в айкидо, вы можете безуспешно стараться достичь полной совместимости с партнером. В караоке, например, текст песни написан на экране, и он меняет цвет, чтобы показать вам, какие строки нужно читать в данный момент. Но если вы слишком сильно сосредоточены на изменяющихся цветах текста, вы не сможете выдерживать заданный ритм. Вы должны держать ритм не только глазами, но и ушами. В бейсболе то же самое. Если вы попытаетесь совместить свой рывок только с направлением полета мяча, вы стартуете слишком поздно. Вам необходимо учитывать множество других факторов, таких как, например, движение питчера. «Вопрос увязывания ваших действий с действиями оппонента очень сложен», говорит Андо-сенсей. Даже Минамото-но-Ёсицуне, который считается одним из величайших самураев в японской истории, не был способен сосуществовать в гармонии со своим братом, как ни пытался. Если уж такой легендарный человек не смог этого добиться, то, представьте, как же тяжело это сделать нам, простым смертным!

24. «Думы о прошлом освещают настоящее»
Meigen
「稽古照今」
Keiko shoucon

Фразу Keiko shoucon можно перевести как «думы о прошлом освещают настоящее». Эта фраза взята из предисловия к «Kojiki» , или Запись Древних Дел» (древнейшей сохранившейся до нашего времени японской хронике), написанной Ō no Yasumaru.

Некоторые из вас, возможно, уже знакомы с первыми двумя иероглифами, соответствующими слову keiko, что означает «практика, упражняться». Первый иероглиф – inishie – означает «прошлое», второй иероглиф – kangaeru – переводится понятиями «идея» или «думать». Таким образом, keiko означает «применять идеи или суждения, оставленные для нас нашими предшественниками». Shoucon означает «освещать, озарять, оживлять настоящее».

Эта идея глубоко вошла в японские боевые искусства, где многократно тренируются определенные движения. Таким образом, keiko означает тренироваться для того, чтобы как можно сильнее приблизиться к идеальной форме исполнения, которую завещали нам мастера, тренировавшиеся до нас.

Однако, в японском языке слово keiko не используется, например, применительно к занятиям футболом или бейсболом. В отношении этих видов спорта используют слово renshu. Оно также означает «тренироваться», но слово keiko используется только по отношению к традиционным элементам японской культуры.

В понятии keiko подразумевается также, что мы думаем и о тех, кто будет заниматься после нас. Идея о том, что размышления о прошлом освещают нам настоящее, не означает простое повторение безжизненных и пустых форм. Эти формы нужно «настроить» для соответствия обстоятельствам настоящего. В этом состоит наша миссия.

25. «Спокойствие в движении, движение в спокойствии».
Meigen
「動中の静、静中の動」
Это выражение звучит как «досю но сеи, сейсю но до», а переводится как «спокойствие в движении, движение в спокойствии».

Выражение «спокойствие в движении» означает то, что даже когда вы находитесь в стремительном движении, ваша сущность должна оставаться спокойной и невозмутимой. А «движение в спокойствии» означает, что даже когда вы неподвижны, вы должны оставаться восприимчивым ко всему, что происходит вокруг вас. Ваше тело может замереть, но ваша «ки», ваше внимание должны быть в постоянном движении. Важно ощущать спокойствие и движение вашего организма.

Это похоже на фильм, прокручиваемый в ускоренном режиме – у нас создается видимость движения, но это всего лишь последовательность соединенных вместе неподвижных картинок. Или вот другой пример: представьте колеса автомобиля, движущегося на большой скорости. Колеса вращаются вперед очень быстро, но нам может казаться, что они не двигаются вообще или даже вращаются в обратном направлении. Даже когда колеса вращаются, центр тяжести у них понижен и не смещен. Наше восприятие их движения может оказаться неверным.

Андо-сенсей описывает удивительный опыт, который выпал однажды на его долю и заставил его изменить свое восприятие скорости и движения. Этот случай произошел где-то в январе 1987 года. Андо-сенсей говорит, что в мыслях перебирал все, что беспокоило его в тот момент, когда вдруг пришло это понимание, и неожиданно он стал видеть движения своего партнера так, как будто бы они происходили в замедленном режиме. Это было очень странно, но тот случай дал ему новые ощущения и принес спокойствие в его душу. Сразу после этого, в феврале того же года, Андо-сенсей вышел в качестве уке на показательных выступлениях Сиоды-сенсея. Неожиданно Андо-сенсей понял, что Сиода-сенсей имел в виду, когда говорил, что его молодой ути-деси способен видеть его движения в замедленном режиме. Каким-то образом Сиода-сенсей смог изменить тайминг своих перемещений, и восприятие Андо-сенсеем пространства и времени вернулось к нормальному состоянию! «Смысл в том, - говорит Андо-сенсей, - что для того, чтобы видеть вещи правильно, наш разум должен быть чист и незамутнен. Даже если суета и рассеянность пытаются одолеть нас, мы должны стараться оставаться чистыми сердцем, чтобы обрести «спокойствие в движении».

«Мы этого не видим, но оно есть».

В заключение Андо Сэнсэй пишет, как он был удивлен тому, что при изучении meigen, он наткнулся на упоминание об изменении окружающего пространства вокруг нас и возникновением магнитных полей. Затем он вспомнил про объяснение, которое дается в книге Budo Renshu, в которой Уэсиба Сэнсэй сравнивает людей с замком. Замок окружен рвом, и вода, разлившаяся по рву, защищает замок от нападений врагов.

Таким же образом люди окружены рвом, который перемещается вместе с ними и который, как и вода, поддается любым ударом, но остается невредимым. И так же, как вода, наше ki должно двигаться во всех направлениях вокруг нас. Он завершает свои размышления цитатой японского поэта Misuzu Kaneko: «Мы этого не видим, но оно есть».

26. Цитаты.
Альберт Швайтцер
«В надежде достичь луны люди не видят цветов, распускающихся у их ног»

27. Цитаты.
Джозеф Рикаби

«Хорошая защита от злых и мятежных мыслей, а также нетерпения и ссор - это заняться каким-то серьезным делом и сильно заинтересоваться чем-либо, что, как губка, будет впитывать все ваше внимание и удерживать вас от размышлений о том, чем вы так недовольны».

28. Цитаты.
Ральф Уальдо Эмерсон.

«Мир открывает все двери, все возможности».

29. Цитаты.
Стивен Д. Вудхулл (американский геолог)

«У вас есть большой выбор. Если встать утром с постели - для вас тяжелая обязанность, и вы регулярно при этом не улыбаетесь, сделайте другой выбор».

30. Цитаты.
Стив Джобс

«Одна из моих мантр - это умение сфокусироваться и простота. Простое может быть еще сложнее, чем сложное. Вам необходимо как следует поработать, чтобы ваше мышление стало чистыми, и можно было увидеть в этом простое. Но в конце концов это того стоит, потому что как только вы разобрались, вы можете свернуть горы».

31. «Если ты отринешь тело, ты будешь легко нестись через речные пороги».
身を捨ててこそ浮かぶ瀬 もあれ」

Ми во сутетекосо укабу се мо аре

Эту пословицу очень трудно перевести точно: грубо говоря, она означает следующее «если ты отринешь тело, ты будешь легко нестись через речные пороги». Другими словами, если человек готов пожертвовать собой, его путь вперед будет свободным.

Фраза эта взята из поэмы Куйи Сёнина (903-927), буддийского монаха периода Хэйан. Сама поэма повествует о каштановом дереве, растущем у реки в долине между двумя горами. С дерева в реку падает орех, бурный поток несет его через пороги в долину, и вскоре его выносит на широкую и спокойную отмель реки. Мораль этой истории в том, что если человек относится к себе слишком серьезно и слишком сосредоточен на собственной персоне, он не сможет двигаться вперед по жизни.

Ёсинкан Айкидо Рю проводит экзамены три раза в год: весной, летом и зимой. После тестов, я всегда нахожу время для того, чтобы пообщаться с учениками, которые желают услышать от меня отзывы об их выступлении на экзамене. На летних экзаменах в июле этого года я процитировал мейген этого месяца одному из своих учеников. Когда этот ученик действовал в качестве уке, он всегда немного не попадал в тайминг и неуклюже выполнял укеми. И я видел, что если бы он раскрепостился, забыл о своем теле и доверился своему партнеру, то его укеми стали бы гораздо более плавными.

По моему опыту скажу вам, что если у человека не получаются укеми, то обычно это происходит из-за некоторого страха и нерешительности, либо из-за того, что он слишком много думает. Но в конце концов, они перестают сопротивляться своему партнеру. Как только вы научитесь расслабляться и выкидывать из головы лишние мысли, вы сможете без проблем выполнять укеми. Если вы позволите вашему партнеру вести и бросать вас, вам не придется ни о чем задумываться. К тому же, в этом случае, от уке потребуется гораздо меньше затрат энергии!

В ходе летней тренировки, проводимой нами в течение недели в начале августа, в нашем додзё побывало так много людей, что было просто не протолкнуться и практически невозможно тренироваться! Помимо удовлетворения достигнутым, которое принесла данная тренировка, она явилась еще одной возможностью попытаться уйти от своего тела. Вместо того чтобы отказаться тренироваться при жаре и пытаться защитить свой организм от нее, все ученики приняли сложившиеся условия и воспользовались дополнительной возможностью потренироваться. С таким отношением к делу мы способны преодолеть любые испытания!





Список разделов

ПОИСК

НОВОСТИ

14.09.2024

Приглашение на тренировки по Айкидо Ёсинкан! Набор в новые группы уже начался! Присоединяйтесь...


10.08.2024

Начало нового учебного 2024-2025 года!Сентябрь - начало нового учебного года и, в связи с этим, с первого сентября...


31.03.2024

АНОНС СОРЕВНОВАНИЙ ПО АЙКИДО ЁСИНКАН, 21-ого апреля 2024 г....


10.03.2024

Анонс XXVI Международного семинара по Айкидо Ёсинкан в МосквеСеминар Сенсея ТАКЕХИКО СОНОДА (8-й дан Ёсинкан Айкидо, Япония) 15-21 апреля 2024 года...


26.08.2023

Подготовка к новому учебному сезону сентябрь - май 2023-2024 г.Набор в группы начался! Спешите, количество мест ограниченно...


01.01.2023

Начало занятий после новогодних каникул!!!Москва - Взрослые: Первая тренировка состоится 3 января в 11:00, 4, 6, 8 января - начало занятий 11:00, с 9 января возобновляются...


25.12.2022

Новогодний утренник для юных айкидок!30 декабря в 18:00 в Центральном зале ФАЁР по адресу: Ленинский проспект 111 к 1 (3 этаж, Айкидо)...


24.12.2022

Отчёт о прошедшем Детско-юношеском турнире по Айкидо Ёсинкан17 декабря 2022 года в Москве проведен пятый детско-юношеский турнир​ по Айкидо Ёсинкан...

Все новости
О ФЕДЕРАЦИИ  ОБУЧЕНИЕ  НОВОСТИ  РАСПИСАНИЕ  СТОИМОСТЬ  ГАЛЕРЕЯ  ОТЗЫВЫ  КОНТАКТЫ 
КОНТАКТЫ: 115093, г. Москва ул. Павловская 27/29, ФАЁР
E-MAIL: yoshinkan@mail.ru    TEL.: +7 (495) 211-30-90